ПРИНЦИП ВЫЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА

12345

Третий принцип вытекает из первых двух, так как с его помощью устанавливается связь между идейно-эстетической неповторимостью произведения и совокупным эстетическим опытом искусства в представлениях самого художника, следовательно, критик должен учитывать творческую индивидуальность художника.

Критика интересуется искусством в связи с неповторимостью художественной манеры, рассматриваются не столько индивидуальные моменты личности художника, сколько то, как они проявляются в его художественном творчестве (завет А.С.Пушкина – «судить художника по законам, им самим признаваемым»).

Практические приемы критического мастерства

Критика - это творчество и приемы, которые служат общим достоянием всего цеха, каждый критик исполняет по-своему, индивидуально.

Прежде всего, критическое произведение должно обладать внутренним композиционным единством, внутренней логикой движения мысли.

Проблема зачина художественного произведения заключается в том, что у него может быть информационное начало, может быть, формулировка основной авторской мысли, общее раздумье или описание, может быть цитата из анализируемого произведения. Важна, прежде всего, содержательность зачина, начало должно быть неповторимо, но это не самоцель, так как неповторимость должна не только увлекать читателя, но и вводить его в суть дела (зачин зависит от его жанра, цели, объема критического произведения).

Композиционными компонентами основной части критического произведения могут быть развернутые рассуждения в процессе анализа, большое количество цитат из текста, попутные аналогичные выходы в другие области искусства и жизни, но все должно быть подчинено движению главной мысли критического произведения.

Важной формой воплощения критической индивидуальности является стиль изложения (языковая фактура, стилистика критического сочинения).

При использовании научных методов исследования критик может привлекать весьма далекие от лексики языковые пласты, не злоупотребляя научными терминами и понятиями (воздействие их разъясняется не через название, а через эстетический эффект, который вскрывается в художественно-публицистической речи критика).

Стиль критического выступления приближен к стилю повседневной речи.

Использование терминов критик старается свести к минимуму, но при этом в случае необходимости он может использовать любой термин, учитывая, разумеется, его доступность читателю (критик даже может прибегнуть к специальным терминам из других наук для усиления воздействия критического произведения на читателя).

Поиск красок, деталей, стилистических оттенков - личное дело каждого критика, так как именно в стиле, прежде всего, выражается особенность «почерка» критика.



В талантливых работах критиков обычно ощущается некая подсознательная зависимость критического стиля от особенностей художественной речи самого анализируемого произведения (но при этом критик не должен слепо копировать достижения художника, их следует применять в соответствии с природой критики и характером собственного дарования).

Немаловажную роль играет такой элемент формы критического стиля как заголовок.

Критическая статья, как и любой публицистический материал, обычно строится по трехчастной структуре (введение, основная часть, заключение) и содержит информацию о произведении, критический разбор его по законам логики (тезис, аргументы, демонстрация), оценку произведения, своё отношение к нему, рекомендации читателям.

Произведение, автор, художественный процесс как объекты критики

Основных объектов критики – три, они взаимосвязаны и в лекции будут искусственно отделяться друг от друга в учебных целях.

I. Анализ произведения – начало работы критика. Это наиболее важная часть критического труда, так как без критического разбора произведения невозможны последующие теоретические обобщения, наблюдения, выводы.

Анализ художественного произведения – дело трудное, как подходить, какие методы использовать? Существует вечный вопрос о том, что художественное произведение критика умерщвляет анализом, что она не способна раскрыть сложную диалектику художественных образов целостного произведения.

Необходимо понимать объективно гносеологические возможности анализа и не преувеличивать их – любая мыслительная операция извлекает главное, существенное, и отбрасывает (минует) второстепенное, следовательно, обязательно упрощает, огрубляет картину (никогда картина анализа не достигнет той выразительной силы изображения, как художественное произведение).

Сам процесс и основные приемы критической работы над анализом произведения включает в себя те же процессы, что и при работе над любым публицистическим произведением: возникновение замысла, сбор фактов, построение концепции, создание текста и публикацию. Эти этапы выглядят несколько своеобразно в связи со специфическим объектом изучения и изображения –произведениями искусства и литературы.

1. Первый этап работы над критическим публицистическим произведением – это возникновение замысла, то есть восприятие художественного произведения – наиболее эмоциональное непосредственное восприятие и эстетическое наслаждение от произведения.

У критика со временем вырабатывается аналитическое восприятие – процесс анализа начинается не после восприятия всего произведения, а уже в ходе первого ознакомления с ним (в сознании откладываются наиболее важные гипотезы, впечатления), но это происходит попутно.

2. Далее начинается процесс сбора фактов, то есть размышление над произведением – критик задумывается:

- о чем произведение (тема);

- какова главная мысль (идея);

- каковы герои (характеры, типы);

- как характеры связаны друг с другом (сюжет, конфликт);

- в какой временной последовательности компонуются автором

события и картины (композиция);

- как говорят герои и в чем особенности авторского повествования

(язык и стиль).

Раздумья над «составляющими» произведения объединяет одна мысль критика – во имя чего автор написал данное сочинение, что в нем нового, существенного, чем обогатил автор читателя духовно.

Важнее всего на этом этапе понять, в какой мере явление искусства стало общественным явлением, насколько оно отвечает тем идейно-эстетическим потребностям, которые формирует жизнь в сознании современников и которые уже ждут выхода.

Эти размышления составляют своеобразную творческую лабораторию критика и протекают у всех по-разному (пометки, записи, выписки, перечень), следовательно, все это область технологии, где значительную роль играют психофизиологические особенности личности критика.

3. Далее следует этап построения концепции, который начинается с «разъятия» гармонии, разложения элементов. Следовательно, на основе сложившейся концепции критик выстраивает каркас своей рецензии или статьи, за анализом происходит синтез – рождение критической концепции произведения. Но синтез идет уже не в той последовательности, в какой это было в произведении, а в иной, той, которая нужна критику (перекомпоновка деталей плана, отбрасывание лишнего, укрупнение необходимого с точки зрения критика, так как у него свой, критический масштаб).

Но этот синтез должен быть основан на понимании глубинных закономерностей произведения – для того, чтобы передать дух произведения критик должен найти собственный взгляд на вещи, ввести произведение в круг оригинальных жизненных и художественных ассоциаций (но при этом критик не должен подражать искусству и сбиваться на пересказ содержания).

4. Следующий этап – объективация концепции состоит в написании текста статьи, рецензии – привлекается различный (жизненный, социологический, художественный) материал, уточняются первоначальные впечатления, последовательностей частей схемы – для более полного и отчетливого выражения мысли.

5. заключительный этап создания критического публицистического произведения – это публикация.

Схема конкретизируется в определенной жанровой специфике.

Критик должен не только хорошо разбираться в том, что сделал художник, то есть в итогах его труда, необходимо еще понимать природу этих процессов.

Критик в более трудном положении, чем историк литературы (тот может использовать различные редакции, дневники, мемуары).

Критик лишен, чаще всего, возможности проникнуть в творческую лабораторию мастера. Как удается критику ответить на вопрос об оптимальности решения, если нет материала для сопоставления – вопрос о художественной убедительности образа.

– критик старается мысленно (если нельзя реально) воссоздать возможные варианты поведения героя, исходя из логики его характера в предполагаемых обстоятельствах.

– способ «вероятностного» прочтения художественного произведения (естественно, руководствуясь внутренней логикой развития сюжета и характеров; этот прием имеет не только практически-прикладное, но и тренировочное значение – помогает критику выработать гибкость в подходе к произведению, преодолеть автоматизм, априорность восприятия).

– вопрос об эстетической емкости образа и пространства критического высказывания (деталь, реплика, ситуации ­– обратить внимание читателя, развернуть). Как тогда с требованием лаконизма? В этом нет противоречия, так как настоящего критика отличает умение вырабатывать только способы и приемы восприятия и интерпретации, которые позволяют постичь всю глубину и художественное своеобразие произведения, а затем выбрать способы и приемы изложения (отражение работы критика всегда шире по объему, чем изображение, то есть произведение). Ориентация на изображение приводит к описательности, критическому буквализму; другая крайность – поиски сверхсмысла.

Средством корректировки при преувеличении значения отдельных элементов текста становится сопоставление данного произведения с другими произведениями автора – второй уровень анализа.

II. Анализ творчества художника

– изучать надо не только само произведение, но и активный фон творческого процесса (среду, которая окружает писателя и определяет характер его жизнедеятельности).

Существует три начала в творчестве каждого художника:

1) внешнее – вбирает реалии времени, материальные и духовные факты воссоздаваемой действительности; дух времени; атмосфера – влияет на конфликты, обстоятельства, мотивы, побудительные стимулы персонажей.

2) внутрихудожественное – характеризует существующий художественный опыт, сформировавший традиции, влияние окружающей художественной среды – система жанров, стилевой структуры, воздействие престижности произведений.

3) личностное – то, что заложено в художнике социумом и психикой, определяемой неповторимостью его дарования во всей его идеологической и эстетической совокупности (художник, кроме того, что откладывает на него отпечаток время, имеет право на избирательность в обращении к тому или иному жизненному материалу).

Углубление в тончайшие особенности индивидуальности писателя влечет за собой опасность гипертрофии особенного и удар по возможности устанавливать общие закономерности – сложная диалектика связей.

Задача – познать художника (так как каждый художник сложно детерминирован), но при этом не стремиться во всем найти автобиографические черты. Отличие критики от литературоведения заключается в том, что она

- реже проникает в тайники творческой лаборатории автора;

- интерес к творческой личности в разные годы проявляется в разной степени;

- использует в критической деятельности биографический материал не как самоцель, а как средство для понимания пафоса художественной деятельности, ее общественной направленности;

- обнаруживает более или менее постоянный интерес к определенным личностям,

следование параллельным курсом в течение времени, стремится понять художественную систему писателя (может быть, приверженность одной теме или резкий отказ и переход в новое качественное состояние, появление в творчестве художника отдельных произведений);

- стремится постичь органичность того или иного явления в творчестве писателя;

- содержит определенную диалектику критической мысли – главный объект исследования – отдельное произведение, но при этом можно найти больше, если

рассматривать его в контексте творческого развития, выделить поэтическую концепцию жизни, крайнюю приверженность к той или иной теме – ограниченность, жесткость, одномерность;

- обнаруживает черты внутреннего единства в произведениях, разных тематически;

- обращается к тому, как сам художник видит происходящее, следовательно, учитывает его литературно-эстетические и критические взгляды, но относится к этому с осторожностью.

III. Анализ художественного процесса

Анализ художественного процесса представляет собой высшую степень сложности, поэтому мы дадим ему лишь краткую характеристику, так как начинающий критик вряд ли будет этим заниматься.

Выявление закономерностей творческого художественного процесса считалось долгое время привилегией академической науки, а критик должен был заниматься текущей продукцией.

Критический анализ формулирует те закономерности, которые складываются объективно, задача критика - полнее извлечь их, выявить формирующие тенденции, поддержать плодотворные, перспективные, предостеречь автора против тех, которых уводят в сторону.

Для критического анализа художественного процесса может быть характерен различный подход:

- тематический принцип (обозрение больше, чем исследование);

- жанровый принцип (внутрижанровая вторичность, многие произведения создаются на стыке жанров).

- проблемно-целевой принцип, наиболее продуктивный (проблема, то есть идеи автора и жизненные проблемы; стилистические художественные закономерности на данном отрезке).

Художественный процесс складывается из многих тенденций: раскрыть исторические причины возникновения явления; степень значимости.

Критический анализ художественного процесса требует ретроспективного рассмотрения материала.

Жанры литературно-художественной критики

I. Критерии различения жанров

Понятие жанр одно из самых размытых, нестрого употребляемых в в литературно-художественной критике (в связи со сложностью критериев для их выделения).

В различных искусствах подходы к определению жанров не могут быть, по существенным специфическим свойствам самих искусств одинаковыми; на это накладывается ещё и историческая динамика жанров, художественно-эстетические основания их «деления» в различных системах поэтики.

Хотя проблема жанров разработана недостаточно, существуют все же довольно ясные ориентиры жанрового различия, которыми руководствуются все специалисты – ориентиры общеискусствоведческого характера.

В жанре соединяются воедино те элементы содержания и формы произведения, которые выстраиваются по проблемно-тематической и структурно-композиционной осям (единство «что» и «как»).

Критические жанры представляют собой систему, в которой каждая «клеточка», каждый жанр занимает свое, логически обоснованное место среди других и находится с ними в закономерных связях.

Но при этом реальные основания для деления на жанры по смыслу своему иные, чем при подходе к жанрам художественно-творческим. Сама проблемность, предметность, сами композиционные структуры здесь иные. Критерии различения критических жанров и логика их систематизации исходят из природы данной творческой деятельности, а также из общественного бытования и функционирования литературно-художественной критики.

Существуют разные системы жанров критики, исходящие из разных оснований: и по методу критики, и по литературному роду, и по степени охвата объектов, и по структурно-композиционному соотношению факта и проблемы (Гроссман в 25 г. выделил 17 жанров).

Множественность принципов, несомненно, связана со сложностью самой природы литературной критики.

Вполне правомерно в определенном контексте включать литературно-художественную критику в систему публицистических форм, в структуру публицистического творчества.

Публицистические жанры делятся на информационные, аналитические и литературно-художественные.

Принимая за основу жанровой системы литературно-художественной критики публицистические жанры, нельзя безоговорочно переносить это деление на три типа жанров (критический анализ несет в себе информацию, но по природе своей не информационен).

Деление критических жанров на группы, «блоки» осуществляется прежде всего по объекту исследования: произведение, автор, процесс. В соответствии с этим можно сказать о трех опорных жанрах – рецензия, творческий портрет, статья. Это три ядра системы жанров, вокруг которых группируются все разновидности.

Принцип основного критерия различения – по объему исследования. На жанровую палитру литературно-художественной критики влияет ряд других критериев: конкретное назначение; творческая задача, которую нужно решить в данном выступлении; масштаб охвата явлений и, соответственно, масштаб выводов и обобщений. Всё это непосредственно связано с тем, что в «цепочке» факт-интерпретация-теория могут быть разными объем фактов, характер интерпретации, уровень теоретичности.

Существует заметная градация возможностей того или другого опорного жанра.

II. Первичный жанр – рецензия

Анализ и оценку отдельного произведения осуществляет рецензия (без анализа отдельного произведения нельзя понять ход и закономерности художественного процесса, и в то же время ценность отдельной рецензии увеличивается, если автор учитывает общие закономерности художественного процесса).

В рецензии для критика главным является ответ на главный вопрос: какое место занимает в литературно-художественном процессе, в духовной жизни рассматриваемое им произведение.

Отличия рецензирования литературных и художественных произведений:

1) при рецензировании научных и технических работ огромное место занимает описание, изложение сути открытий – информационная сторона печатного отклика; в рецензировании художественного произведения главная задача не информационная, а задача анализа и оценки, которая допускает возможности разного прочтения художественного произведения разными критиками;

2) среди научных публикаций рецензия носит чаще всего вспомогательный характер, сравнительно редко входя составной частью в само движение науки. Критика в науке – это не самостоятельная сфера деятельности, особой профессии нет.

Рецензия имеет широкий диапазон по степени аналитичности разбора, полноте аргументации, объему от аннотации до так называемой монографической рецензии (статья – рецензии - рассмотрение произведения в контексте – главный отличительный признак).

Рецензия старается максимально точно передать содержание произведения, но при этом обладает ясным осознанием места воссозданной «модели действительности» в реальной жизни и места данного художественного явления в творчестве данного художника.

Как бы ни сосредотачивалась рецензия на выяснении наиглавнейших аспектов произведения, критик должен исходить в своем анализе и оценках из понятий целостности и завершенности всего произведения.

Эстетическая первооснова рецензентской деятельности - правильное прочтение произведения с точки зрения того, насколько оно едино, целостно по своему содержанию и по своей форме.

Следует ввести несколько понятий, обозначающих восприятие произведений искусства:

Сотворчество – активное воспроизведение художественного произведения, в данном случае подразумевается не содружество двух талантов, а взаимодействие творца и публики.

Интерпретация – то, что воспринимается другим художником применительно к своему замыслу.

Трактовка – в основном выясняет идейно-философское или философско-нравственное содержание произведения.

Истолкование – обычно разбор «темных», неясных, зашифрованных, художественно усложненных образов, символов.

Прочтение (наиболее подходит к работе рецензента) – это осмысление взаимосвязи всех элементов рецензируемого произведения.

Критическое прочтение – точно и вдохновенно прочитать произведение, уловить авторский замысел, самостоятельно истолковать сложную совокупность всех элементов произведения, их связь и смысл, высказать в связи с данным произведением идеи и наблюдения, имеющие самостоятельную общественную ценность (поэтому так важно для критика самобытное мировоззрение, жизненные идеи, художественные принципы).

Настоящий рецензент ведет разговор как равноправный партнер художника, а не комментатор (поэтому очень важна в рецензии личность критика), следовательно, наиболее частый грех трафаретность, безликость.

Обладая внутрижанровым единством, рецензии характеризуются и определенными различиями в связи со спецификой различных искусств.

Литературная рецензия (литературно-критическая) – исторический, изначальный вид. Кино- и театральная рецензия сложнее по структуре, так как в литературной рецензии критик имеет дело только с авторским замыслом и его исполнением, то во втором типе накладывается еще исполнительский коллектив – кем и как воплощен авторский замысел (иногда это так трудно, что просто ограничиваются названием в скобках исполнителей ролей).

Еще более сложно в рецензии сравнить исторический первоисточник с экранизацией или театральной инсценировкой.

Построение рецензии на произведение «синтетического», коллективного искусства зависит не всегда от профессионального умения критика, но и от того, интереснее ли в данном случае разговор о нравственном содержании произведения или об его трактовке.

Определенной спецификой обладает оценка спектаклей, музыкального исполнительского искусства, различного рода зрелищных искусств (цирк, эстрада). В театре, в исполнительском искусстве важно такое свойство художественного произведения, как глубина – глубина воплощения роли, глубина контакта – подвижно, ситуативно.

В русской критике существует традиция описания спектакля, создания целостного образа своего впечатления от спектакля.

Некоторые типологические черты и особенности:

– сборник одного поэта – альманах;

– начинающий художник – хорошо знакомый публике;

– существенную роль для характера аргументации и манеры изложения имеет доминирующую направленность рецензентского выступления (направленность рецензии, ее публицистическое смысловое движение); сверхзадача – собственно-эстетические проблемы; критико-идеологические, воспитательно-этические;

– на кого рассчитана рецензия (уточнять мысль писателя и для него и для читателя);

– задача рецензии в современной критике – дать объективную оценку произведения; объективность критика не должна исключать доброжелательной пристрастности.

Рецензия в общеполитической газете имеет особенности: авторитетность (не дает дискуссионных материалов или делает это крайне редко; рецензирует произведения, представляющие первостепенный интерес для общественной жизни и литературно-художественную ценность).

Монопроблемность – рецензия в общеполитической газете не стремится к всестороннему анализу произведения, сосредоточена на одной проблеме, так как для газеты важно выявить общее значение данного явления в жизни общества или в художественном процессе, привлечь к нему внимание.

Очень восприимчива рецензия к характерным чертам других жанров журналистики, поэтому существует рецензия-диалог, рецензия-фельетон, рецензия-письмо и т.д.

III. Критическая статья и ее разновидности

Задача статьи как наиболее научно-публицистического жанра литературно-художественной критики – раскрыть, проанализировать, оценить существенные стороны литературно-художественного процесса, истолковать, обобщить, оценить факты, события, явления, выявить связи между искусством и жизнью.

В центре критической статьи всегда находится актуальная, идейная, нравственная, эстетическая проблема, ставится она преимущественно на современном литературно-художественном материале, автор статьи не старается охарактеризовать избранные им произведения со всех сторон, он выбирает аспекты, нужные ему для главной проблематики его статьи.

Трудность составления статьи – найти меру обобщенности и конкретного анализа, связать публицистический пафос и точность, между выявлением авторской критической позиции и объективным требованием материала, привлекаемого в статью, объективной логикой.

Научность – не только свойство критической статьи, но и зримо наблюдаемое структурообразующее качество этого жанра, часто возникают пограничные между критикой и собственно наукой произведения (либо дедуктивный - от проблемы к материалу, либо индуктивный способ построения - от материала к общим выводам).

Проблемная статья чаще всего бывает дедуктивной конструкции, все остальные разновидности жанра имеют индуктивное построение.

Наряду с проблемной статьей существует еще много разновидностей жанра статьи. Различаются по двум главным признакам:

– функция (в том числе связанная с местом публикации);

– стилевая интонация.

Теоретическая статья – посвящена коренным идейно-теоретическим вопросам развития искусства, утверждению и развитию принципов социальной реальности, разоблачению взглядов идеологических противников.

Функция теоретической статьи – постановка вопросов теории на современном художественном материале, стилевая доминанта подобной статьи - язык научной речи или близкий к ней.

Юбилейная статья обязательно связана с какой-либо знаменательной датой, она функционально сосредоточена на изложении позитивного вклада данного художника в культуру или подчеркивает значение данного историко-художественного события. Это вовсе не исключает разговора об объективных ограничениях или субъективных заблуждениях мастеров искусств. Стилистически больше тяготеет к научной речи, чаще представляет популяризацию достигнутого искусствознанием во взглядах на данного художника; но к критике ее привязывает акцент на современное звучание опыта художника.

Эссе – больше выявленность личного, лирического начала, осознанное авторское стремление к стилистическому и композиционному существу.

Функция – найти у читателя не только логический, но и эмоциональный отклик; в стиле – стремление к особой художественности (сами мастера искусств часто пишут – аргументация маленькая, но авторитет имени высок).

Полемическая статья имеет своей функцией прямое, публицистическое, заостренное опровержение концепций, трактовок, прочтений, которые автор считает вредными.

Полемическая статья может быть разнообразна по своим предметам (идеологические, политические, внутри художественные проблемы). Иногда полемика становится постоянной рубрикой; речевые средства (стилистическая окраска) подчинены задачам полемики – ирония, риторические вопросы, другие возможности языковой экспрессии. Общий тон полемической статьи – всегда повышенный (задача – убедить в правильности анализа вопроса, который вызвал полемику).

Иногда говорят о литературной параллели (но это, скорее всего, жанровая разновидность).

Каждая из разновидностей жанра статьи имеет свои особенности композиционной структуры, использует различные стилистические средства.

Композиция статьи может быть логической, субъективно-лирической и «фактографической», передавая соответственно преимущественное движение либо авторской мысли, либо авторского чувства, либо приводимого материала (то есть привлекаемых художественных произведений).

Логическое построение ближе к научным истокам критики и больше всего свойственно теоретической, проблемной, юбилейной разновидности жанра.

Лирическое построение присуще статье эстетического или открыто публицистического склада.

Фактографическая композиция – последовательный анализ художественных явлений по отдельным «блокам», следовательно, часто представляет собой внутренне трансформированный, смонтированный краткий пересказ или цитирование анализируемых произведений.

Искусство емкого, необходимого для творческой цели статьи пересказа – очень трудное искусство. Справедливо сетуют в настоящее время на вялое, растянутое изложение сюжета как на распространенную слабость критики.

По характеру аргументации композиция может быть:

центробежной – все больше удаляющейся от отправного тезиса и тем развивающей его;

окольцовывающей – изначальный тезис возвращается на новом витке спирали после основательной аргументации;

сопоставительной – мысль развивается благодаря сравнению, столкновению равновеликих явлений.

Ещё одна разновидность критической статьи - заметки критика – критико-публицистическое произведение по активным общественным или творческим вопросам, базирующееся на авторском материале (могут потом превратиться в книгу – по жанровым признакам близки к проблемной статье, но обладают большой самостоятельностью составляющих их главок или частей). Название «заметки» – указание на очерковость, незавершенность исполнения.

Обозрение (или обзорная статья) – не просто сумма связанных друг с другом конкретных разборов и отзывов. Сам обзор материала для анализа диктуется определенной публицистической, художественно-эстетической целью, следовательно, она же определяет угол зрения, ракурсы рассмотрения материала. В обзорах обычно осуществляют первый шаг к прощупыванию закономерностей, следовательно, анализируется несколько появившихся одновременно и родственных в проблемно-тематическом плане произведений (чаще всего).

Совокупность обзоров дает возможность в дальнейшем приблизиться к выявлению больших общих закономерностей.

Обозрение строится весьма демократично и имеет множество форм. Иногда обозрения и заметки критика сливаются друг с другом.

Композиция заметок и обозрений преимущественно проблемная или предметно-циклическая (особенно часто возникают в связи с выставками, фестивалями, выходами альманахов и др. художественными событиями), следовательно, при обилии произведений происходит свободный проблемный разговор.

IV. Индивидуальность художника в жанре «творческого портрета»

Рецензия имеет предметом отдельное художественное произведение;

статья – аналитический художественный процесс.

Творческий портрет посвящен анализу индивидуальности художника, это монографическая портретная характеристика писателя или другого художника. Этот жанр, один из самых популярных в критике, существует в монографиях; постоянных портретных рубриках в газетах и журналах.

Разновидности этого жанра имеют очень широкий диапазон – от сосредоточения преимущественно на творческих проблемах до беллетризованных сведений о творческих замыслах и фактах биографии.

Очень важно в любом случае уловить и выявить своеобразие мировосприятия и творческой манеры художника.

Жанровые разновидности творческого портрета зависят от объема выступления, подхода к творчеству художника и манеры изложения.

По объему – от штрихов к портрету до критической монографии (трудно провести грань между монографической, научной, критической работой, следовательно, здесь происходит сращение критики и искусствознания).

Критики, тяготеющие к разного рода психологическим аспектам, больше склонны к познанию биографии художника, отыскивая в ней истоки мотивов.

Экскурсы в психологическую подпочву являются, прежде всего, принадлежностью науки, так как она располагает дополнительными материалами (архивами и т.д.); критика в силу своей оперативности обычно полнотой сведений не располагает, поэтому в критике чаще всего распространен жанр «очерк творчества».

Три компонента творчества художника исследуются в критическом материале: его биография, художественный мир, им созданный, жизненная действительность, породившая этот мир и отраженная в нем. Поэтому в портретах возможен интерес к фактам биографии художника, но он не должен становиться единственно признаваемым подходом к творчеству.

Ошибки – уход от конкретно исторического анализа;

– привязка только к событиям окружающей действительности;

– формалистическая замкнутость в мире художественных образов.

Искусство критического анализа – умение совмещать все три компонента при преимущественном интересе к одному из них.

Биографический очерк, критико-биографический очерк, очерк творчества – основные разновидности жанра от преимущественного внимания к биографии до почти полной сосредоточенности на самих произведениях.

Очерк творчества – наиболее каноническое построение хронологически последовательного рассмотрения произведений художника вместе с поясняющими их фактами биографии и воссозданной в них жизненной реальностью.

Широко распространены противоположные разновидности – портреты, стремящиеся схватить, представить общее впечатление, дать суммарную характеристику (могут тяготеть к научной строгости, могут стремиться к эссеистской свободе, могут вбирать особенности других жанров – интервью-беседа).

Творческий портрет может строиться на преимущественном анализе:

– нравственно-философского содержания творчества;

– жизненно-социологических истоков;

– художественно-эстетического своеобразия;

– биографическо-психологических предпосылок;

но всегда должна сохраняться социально-эстетическая подпочва.

В критике идет процесс взаимообогащения, слияния, диффузии различных жанров и родов.

Популярные критические диалоги – критико-журналистский жанр, статья-предисловие; занимают промежуточное положение между самими критическими жанрами.


3151251549519572.html
3151273245830893.html
    PR.RU™